Возможности и риски интернационализации
регионального университета в реальном
и виртуальном образовательном пространстве
при поддержке Российского научного фонда
О проекте
Номер: 22-28-01317
Руководитель: Певзнер Михаил Наумович, Доктор педагогических наук
Организация финансирования, регион: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», Новгородская область
Годы выполнения при поддержке РНФ: 2022 - 2023
Конкурс: Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора: 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-604 - Теория и методология инновационных процессов в образовании, экспериментальная и инновационная деятельность в образовании
Ключевые слова: Интернационализация высшего образования, региональный университет, цифровизация высшего образования, пандемия и высшее образование, виртуальная образовательная среда, современный вуз, психолого-педагогические стратегии, риски и возможности интернационализации высшего образования.Интернационализация высшего образования, региональный университет, цифровизация высшего образования, пандемия и высшее образование, виртуальная образовательная среда, современный вуз, психолого-педагогические стратегии, риски и возможности интернационализации высшего образования.
Код ГРНТИ: 14.01.17
Состав проектной команды
Руководитель проекта: д.п.н., профессор
М.Н. Певзнер

Ведущий исполнитель проекта:
Инженер-технолог
Лаборатории цифровой дидактики, специалист Междисциплинарного Центра Открытого Образования
И.В. Смертин
Научный сотрудник:
Инженер-технолог
Лаборатории цифровой дидактики А.С. Шустров
Аннотация
Интернационализация образования в настоящее время является одним из приоритетных направлений развития высшей школы в контексте государственной политики Российской Федерации. Тем не менее, в региональных университетах интернационализация не является самостоятельным объектом управления. Сегодня в них усиливается тенденция так называемого мейнстриминга, предполагающая интеграцию различных аспектов интернационализации во все направления жизнедеятельности регионального вуза: образовательное, научно-исследовательское, воспитательное, финансово-экономическое, материально-техническое и др.


Актуальность исследования обусловлена совокупностью политических, социально-экономических и психолого-педагогических факторов, определяющих тенденции развития интернационализации регионального университета с применением как классических (организация конференций, семинаров, академической мобильности, совместных образовательных программ), так и цифровых инструментов (онлайн-встречи, виртуальная мобильность, виртуальные кампусы и т.д.). Важнейшие факторы, определяющие актуальность исследования – процессы международной интеграции, цифровизация экономики, выдвигающая новые требования к профессиональным характеристикам будущих специалистов; развитие и внедрение новых цифровых технологий, формирующих цифровую образовательную среду в ВУЗе и изменяющую контекст международной деятельности университетов, в том числе и региональных; социально-психологические особенности цифрового поколения, требующие создания гибкой интерактивной цифровой системы образования, способствующую формированию как профессиональных знаний, умений и навыков, так и коммуникативных и социальных компетенций, применимых как для реального общения, так и для коммуникации в виртуальной среде; непредвиденные обстоятельства и экстремальные ситуации (например, пандемия), требующие перехода от традиционных доцифровых моделей интернационализации высшего образования к форматам дистанционного и смешанного сотрудничества, а также высокую значимость региональных университетов как инновационных научно-образовательных центров, создающих кадры для развития экономики (в т. ч. цифровой) региона и страны.


Для региональных ВУЗов России данная стратегия является надежным способом повышения привлекательности и узнаваемости на российском и мировом рынках образовательных услуг. Интернационализация дает дополнительную возможность региональным ВУЗам преодолеть негативную тенденцию оттока наиболее талантливых абитуриентов с высоким уровнем знания иностранных языков в столичные университеты. Несмотря на явный дисбаланс финансового и ресурсного обеспечения процессов интернационализации в ведущих федеральных и региональных ВУЗах, последние имеют значительные потенциальные возможности углубления этих процессов. К источникам этих возможностей можно отнести следующие преимущества региональных университетов: доступные цены на экспорт образовательных услуг; компактность проживания иностранных студентов в регионах, свободных от ксенофобских и экстремистских проявлений со стороны граждан принимающей страны; благоприятную социокультурную среду территорий, позволяющую иностранным гражданам успешно интегрироваться в культурно-образовательное пространство региона и университета; эффективная организация административной поддержки и возможность организации личностно-ориентированного психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации иностранных студентов со стороны преподавателей и тьюторов.

Однако сегодня отечественные региональные ВУЗы сталкиваются с новыми вызовами как глобального характера (политическая напряженность, экономическая нестабильность, пандемия и её последствия), так и национального (недооценка возможностей региональных университетов, недостаточное финансовое и ресурсное обеспечение) и локального (внутреннего) характера (недостаточная языковая и межкультурная компетенции преподавателей и студентов, незначительное количество иноязычных и билингвальных курсов и программ и т.д.). В этом контексте особенно актуальным становится исследование возможностей и рисков интернационализации регионального университета, которая в различных ситуациях глобального, территориального и локального развития находится под влиянием как благоприятных, так и неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Новизна исследования заключается в определении основных тенденций интернационализации регионального университета в условиях цифровизации высшего образования под влиянием различных общественно-политических, социально-экономических и педагогических факторов, включая кризисные явления в различных сферах и непредвиденные обстоятельства (кризис международных отношений, пандемии и т.д.); выявлении, систематизации и определении сущностных характеристик различных групп рисков и угроз интернационализации регионального университета в реальном и виртуальном образовательном пространстве; проектировании психолого-педагогических стратегий преодоления рисков и угроз интернационализации регионального университета, связанных с нестабильностью в международных отношениях, опасностью утраты национальной идентичности высшего образования, деструктивного внешнего влияния и идеологического экстремизма, а также недостаточной мотивационной и профессиональной готовностью преподавателей регионального вуза к освоению новых способов международной коммуникации в цифровой образовательной среде; разработке моделей интернационализации регионального вуза с учетом современных вызовов и угроз, а также социокультурных особенностей региона и его международного потенциала.
Ожидаемые результаты

1. Характеристика социально-экономических, общественно-политических, демографических и педагогических факторов, оказывающих наибольшее влияние на процессы интернационализации в региональном ВУЗе.


Научная значимость данной характеристики обусловлена возможностью раскрытия на её основе потенциала интернационализации регионального университета, а также разработки стратегий преодоления различных рисков, связанных с воздействием вышеуказанных факторов.


2. Дескриптивная схема возможностей и тенденций развития интернационализации региональных университетов в реальном и виртуальном образовательном пространстве.


Данная схема позволит описать потенциальные возможности и преимущества региональных университетов, а также тенденции развития в этих университетах процесса интернационализации в реальном и виртуальном научно-образовательном пространстве (включая мейнстриминг, внутреннюю мобильность и интернационализацию учебных планов).


3. Аналитический отчет о влиянии социокультурной среды территории и партнерских связей городов-побратимов на процесс адаптации иностранных студентов и международную деятельность региональных университетов.


Данный отчет позволит охарактеризовать возможности социокультурной среды территории и партнерских связей городов-побратимов как фактора влияния на процесс адаптации иностранных студентов и международную деятельность региональных университетов.


4. Концепция социально-психологической адаптации иностранных студентов с учетом социокультурных особенностей региона.


Данная концепция заложит теоретические основы оптимизации работы с иностранными студентами с целью их интеграции в культурно-образовательную среду региона и университета.


5. Стратегии, направленные на расширение возможностей и минимизацию рисков интернационализации регионального вуза, связанных с переводом международного взаимодействия в виртуальную научно-образовательную среду.


Данная стратегия заложит теоретические основы международной виртуальной коммуникации в академической среде и минимизации рисков, связанных с цифровой трансформацией международной деятельности региональных университетов.


6. Модель цифрового двойника международной образовательной среды современного регионального университета с применением цифровых инструментов.


Моделирование цифрового двойника международной образовательной среды позволит расширить возможности международной академической коммуникации, особенно в условиях ограничения реальной академической мобильности.


7. Модель интернационализации регионального вуза с учетом современных вызовов и угроз, а также социокультурных особенностей региона и его международного потенциала.


Научная значимость модели заключается в разработке аналога эффективной системы интернационализации регионального вуза с учетом особенностей культурно-образовательной среды территории и влияния различных внешних и внутренних факторов.


8. Онлайн-глоссарий актуальных терминов интернационализации высшего образования

Онлайн-глоссарий будет опубликован по результатам магистерской диссертации Смертина И.В. "Особенности функционирования терминосистем англоязычного и русскоязычного дискурсов интернационализации высшего образования", ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2023 год (в работе будут представлены методические рекомендации для переводчиков-специалистов международного отдела НовГУ. Глоссарий будет составлен под руководством Смертина И.В.).



Результаты проекта в отчётном периоде (2022-2023)
В ходе реализации проекта в 2022 году были проведены запланированные на этот период работы и достигнуты следующие научные результаты.

1. Выявлены общественно-политические, демографические и педагогические факторы, влияющие на процесс интернационализации региональных вузов. Данные факторы были разделены на две группы: постоянно действующие, определяющие процесс интернационализации в долгосрочной перспективе, и ситуативные, действующие под влиянием кризисных явлений в международных отношениях, геополитических вызовов, политической и экономической нестабильности.

К постоянно действующим факторам отнесены: процессы мировой интеграции, затрагивающие различные сферы деятельности большинства стран, включая образование; высокий спрос на специалистов с развитыми межкультурными компетенциями в условиях активной международной экономической интеграции государств и отдельных регионов; наличие международного компонента в различных сферах деятельности регионального университета – от интернационализации учебного плана до организации полноценной академической мобильности; выход регионального вуза на мировой рынок образовательных услуг; повышение привлекательности региональных вузов в национальном научно-образовательном пространстве благодаря международному сотрудничеству; исторически сложившиеся партнерские связи городов-побратимов и народная дипломатия, способствующая укреплению интернационализации регионального вуза. К ситуативным факторам, действующим на текущем этапе исторического развития, авторы отнесли: последствия пандемии COVID-19, которая привела к закрытию границ и ограничению форматов международного взаимодействия; цифровую трансформацию университетов и переход международной коммуникации в виртуальное пространство; геополитическую напряженность, кризис международных отношений, санкционное давление, нарушившие традиционные связи университетов-партнеров и обусловившие новые векторы международного сотрудничества.


2. Разработана концептуальная схема развития знания об интернационализации региональных вузов в России и за рубежом на основе анализа научных и архивных источников, а также сравнительного анализа целей, приоритетов и основных направлений интернационализации девяти университетов России, семи вузов Республики Беларусь и системы образования Китая. Исследована динамика развития научного знания на следующих этапах интернационализации российских и зарубежных вузов: начальный период (эпоха Средневековья и Возрождения); период экспорта образовательных систем (XVIII век – середина XX века); период политической экспансии мировых сверхдержав (окончание Второй мировой войны – вторая половина XX века); этап глобализации (конец XX века – первое десятилетие XXI века); «кризисный» этап (2022 г. – настоящее время). Особое внимание уделено характеристике современного этапа интернационализации региональных вузов.


3. Дана характеристика потенциальных возможностей и тенденций развития интернационализации регионального вуза в реальном и виртуальном образовательном пространстве.


Отмечается, что российскими университетами интенсивно ведется поиск новых способов актуализации потенциала интернационализации регионального вуза: заключаются партнерские соглашения с университетами и образовательными центрами дружественных государств, разрабатываются совместные образовательные программы и проекты (например, программа с двойным дипломом «2+2» с китайскими университетами); используются возможности сотрудничества городов-партнеров из дружественных стран; проводятся курсы изучения государственных языков этих стран.

Новые возможности интернационализации региональных университетов возникли также как следствие ограничений в период пандемии. Речь идет, прежде всего, об интенсивном развитии домашней интернационализации и выходе международной деятельности в виртуальное пространство.

Современные региональные вузы нацелены на укрепление своих позиций на рынках образовательных услуг и удовлетворение образовательных потребностей как российских, так и иностранных студентов. Одной из значимых тенденцией интернационализации регионального вуза является обеспечение его конкурентоспособности на региональном, национальном и глобальном уровнях, достижение которой напрямую зависит от социально-экономической и демографической обстановки в стране и конкретном регионе. В русле современных тенденций развития интернационализации высшего образования приоритетным направлением международной деятельности является экспорт образовательных услуг и привлечение иностранных граждан к получению высшего образования в России.


4. Выделены и научно обоснованы риски и угрозы интернационализации регионального университета.

При разработке классификации рисков и угроз интернационализации регионального университета авторы учитывали их источники и характер. К рискам и угрозам геополитического характера отнесены: нарушения традиционных партнерских связей с университетами стран Запада; прекращение финансирования российского участия в европейских научно-образовательных программах и проектах; деструктивное внешнее влияние на гражданскую позицию и культуру учащейся молодежи. Изменение вектора международного сотрудничества, поиск новых партнеров из дружеских государств Азии, Африки, Латинской Америки обусловил ряд рисков, связанных с географической удаленностью новых партнеров и отсутствием традиций партнерского взаимодействия с ними, затруднением коммуникации, вызванным отсутствием знаний государственных языков этих стран.

Выделена также группа рисков, связанная с виртуальным характером международной академической коммуникации, прежде всего риски ослабления эмоционального фактора межкультурного общения, нехватка цифровых инструментов, позволяющих изучить особенности культурно-исторической среды города и региона, в котором находится университет, а также цифровых ресурсов, раскрывающих потенциал партнерских отношений городов-побратимов.


Данная стратегия заложит теоретические основы международной виртуальной коммуникации в академической среде и минимизации рисков, связанных с цифровой трансформацией международной деятельности региональных университетов.


5. Разработана Концепция социально-психологической адаптации иностранных студентов в университете с учетом социокультурных особенностей региона.

По содержательному признаку предложена классификация видов социальной адаптации иностранных студентов, включающая такие виды адаптации, как: институциональная, социокультурная, групповая, информационно-цифровая, индивидуально-психологическая, языковая. Концепция предусматривает создание программы адаптации иностранных студентов, включающей несколько фаз: фазу ориентации и знакомства, фазу погружения в культуру, фазу интеграции и творческой самореализации личности. Одним из важнейших аспектов концепции социальной адаптации иностранных студентов является учёт региональной специфики университета. Важным инструментом адаптации иностранных студентов к региональной специфике является использование цифровых технологий, в частности интерактивных гидов, с помощью которых иностранный студент может получить подробную информацию о городе пребывания. Наиболее технологичным и удобным решением является реализация данного гида в формате мобильного приложения с применением технологии компьютерного зрения.


В рамках проекта в отчетный период научным коллективом был проведен ряд эмпирических исследований, направленных: на выявление характера и трудностей социальной адаптации иностранных студентов; отношения преподавателей к интернационализации высшего образования на современном этапе; особенностей международной академической коммуникации представителей учащейся молодёжи.

Результаты проекта в отчётном периоде (2023)

В соответствии с планом реализации проекта в 2023 г. научным коллективом были выполнены следующие виды работ и достигнуты научные результаты.

1. Определен комплекс стратегий интернационализации регионального университета в условиях кризиса международных отношений.
Определен комплекс стратегий интернационализации регионального университета в условиях кризиса международных отношений.
Комплекс включает следующие стратегии:
• стратегия поиска новых векторов научно-образовательного сотрудничества с партнерами из дружеских стран;
• стратегия расширения экспорта образовательных услуг и привлечения иностранных граждан к обучению в вузе;
• стратегия цифрового маркетинга образовательных услуг;
• стратегия внутренней интернационализации регионального вуза;
• стратегия усиления роли русского языка как языка международной академической коммуникации.

2. Разработана национально-ориентированная модель интернационализации регионального вуза, учитывающая современные вызовы и угрозы и новые векторы международного сотрудничества.
Модель нацелена на удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы региона за счёт изучения и адаптации зарубежного опыта, а также международного сотрудничества с региональными университетами дружеских стран. Основным постулатом национально-ориентированной модели является доминирование национальных интересов при определении целей, приоритетов, содержания, технологий и направлений международной деятельности регионального университета. В основу данной модели положена идея образовательного суверенитета, которая определяет парадигмальные изменения и трансформационные процессы, которые сегодня происходят в системе образования России. Цель национально-ориентированной модели интернационализации высшего образования заключается в укреплении отечественной системы высшего образования путем интеграции международного измерения в образовательный процесс и научные исследования при сохранении уникальных особенностей отечественной высшей школы. Концептуальной основой рассматриваемой модели являются ценностный и культурологический подходы. Важнейший ценностный принцип данной модели заключается в необходимости соблюдения баланса между глобальными тенденциями развития мирового рынка образовательных услуг и суверенными национальными интересами и потребностями. Национально-ориентированная модель базируется на принципах выборочной контекстной адаптации зарубежных практик и интеграции международного опыта в соответствии с национальными интересами и ценностями, что позволяет включать в образовательную и научно-исследовательскую деятельность ведущие мировые практики, не противоречащие национальным интересам, и в то же время сохранять и укреплять национальную идентичность и суверенитет образовательной системы. В рамках культурологического подхода предполагается трансляция культурного кода региона и погружение иностранных студентов в культурно-образовательную среду города и региона, в котором находится университет. Ключевой результат реализации национально-ориентированной модели интернационализации регионального университета заключается в подготовке выпускников, активно участвующих в инновационном развитии экономики и социальной сферы региона, а также в сохранении его культурного и образовательного наследия. В долгосрочной перспективе реализация данной модели будет способствовать укреплению национальной системы высшего образования, ориентированной на национальное развитие, устойчивый экономический рост и укрепление государственного суверенитета. Результаты обучения, которые будут достигаться в процессе реализации национально-ориентированной модели интернационализации высшего образования, будут соответствовать долгосрочным целям страны.

3. Разработана модель цифрового двойника международной образовательной среды современного регионального университета с применением цифровых инструментов.
Модель цифрового двойника международной деятельности регионального университета разработана на базе диалогового чат-бота с генеративным искусственным интеллектом (модель GPT-3.5), функционирующим на основе принципа «ввод-вывод» (input/output, I/O). Благодаря общедоступности технологического решения, лежащего в основе данного цифрового двойника, опоры на принцип простоты использования, а также ориентации на универсальный пользовательский опыт, данный двойник характеризуется минималистичной структурой и отсутствием необходимости формировать новые цифровые компетенции у целевых пользователей модели (сотрудники международного отдела университета и другие лица, участвующие в процессе менеджмента международной деятельности).
Операционное ядро цифрового двойника представляет собой интерфейс взаимодействия с пользователями с применением естественного языка для ввода и вывода данных, формирования запросов и формулирования конкретных задач по обработке и анализу представленных данных. Диалоговый бот, основанный на генеративной модели GPT-3.5, производит обработку данных, выраженных на естественном языке. Разработанная модель способна анализировать и корректно интерпретировать комплексные коммуникативные структуры и эффективно обрабатывать текстовую и числовую информацию, относящуюся к международной деятельности вуза.

4. Разработана модульная программа повышения квалификации для педагогов вуза в области международной виртуальной коммуникации с применением инструментов цифровой дидактики.
Программа включает 4 учебных модуля. Учебный модуль «Обучение в мире многообразия» содержит профессиональные знания о построении трех моделей эффективного взаимодействия в цифровой среде: «преподаватель – иностранный студент», «российский студент – иностранный студент», «преподаватель – иностранный студент – российский студент». Модуль «Разработка и преподавание совместных курсов на английском языке» позволяет педагогам познакомиться с методикой применения английского языка (EMI – English Medium Instruction) для преподавания академических дисциплин российским и иностранным студентам, а также изучить структуру и содержание образовательных программ для этих дисциплин. По завершении прохождения модуля педагоги научатся применять методику обучения на английском языке, которая позволит им выстраивать продуктивную коммуникацию со студентами в условиях поликультурной образовательной среды. Учебный модуль «Разработка и преподавание онлайн-курсов» предназначен для педагогов университета, которые намерены освоить технологию создания и управления онлайн-курсами. Данный модуль позволит улучшить цифровую и межкультурную компетентность педагогов. В программе модуля предусмотрено несколько блоков: введение в онлайн-образование, планирование онлайн-курса, технические аспекты онлайн-образования, педагогический дизайн онлайн-курса, содержание и методики обучения, коммуникация в онлайн-курсе, мониторинг качества обучения, правовые и этические аспекты онлайн-образования, инструменты продвижения онлайн-курса в Интернете, разработка собственного онлайн-курса. Четвертый модуль «Кибербезопасность и цифровая интернационализация» содержит ключевые аспекты безопасности в виртуальной среде для осуществления педагогами эффективного международного сотрудничества. Модуль включает шесть тематических блоков, посвященных введению в кибербезопасность и цифровую интернационализацию, способам обнаружения и предотвращения кибератак, защите данных в информационных системах, политике и законодательству в области кибербезопасности, роли цифровизации в мировой экономике и культуре, международным стандартам цифровой интернационализации.
По результатам проекта была подготовлена и издана монография «Модели и стратегии развития интернационализации регионального вуза в реальном и виртуальном пространстве», а также подготовлены статьи, опубликованные в ведущих научных журналах.



Результаты исследований опубликованы в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК РФ
Made on
Tilda