В ходе реализации проекта в 2022 году были проведены запланированные на этот период работы и достигнуты следующие научные результаты.
1. Выявлены общественно-политические, демографические и педагогические факторы, влияющие на процесс интернационализации региональных вузов. Данные факторы были разделены на две группы: постоянно действующие, определяющие процесс интернационализации в долгосрочной перспективе, и ситуативные, действующие под влиянием кризисных явлений в международных отношениях, геополитических вызовов, политической и экономической нестабильности.К постоянно действующим факторам отнесены: процессы мировой интеграции, затрагивающие различные сферы деятельности большинства стран, включая образование; высокий спрос на специалистов с развитыми межкультурными компетенциями в условиях активной международной экономической интеграции государств и отдельных регионов; наличие международного компонента в различных сферах деятельности регионального университета – от интернационализации учебного плана до организации полноценной академической мобильности; выход регионального вуза на мировой рынок образовательных услуг; повышение привлекательности региональных вузов в национальном научно-образовательном пространстве благодаря международному сотрудничеству; исторически сложившиеся партнерские связи городов-побратимов и народная дипломатия, способствующая укреплению интернационализации регионального вуза. К ситуативным факторам, действующим на текущем этапе исторического развития, авторы отнесли: последствия пандемии COVID-19, которая привела к закрытию границ и ограничению форматов международного взаимодействия; цифровую трансформацию университетов и переход международной коммуникации в виртуальное пространство; геополитическую напряженность, кризис международных отношений, санкционное давление, нарушившие традиционные связи университетов-партнеров и обусловившие новые векторы международного сотрудничества.
2. Разработана концептуальная схема развития знания об интернационализации региональных вузов в России и за рубежом на основе анализа научных и архивных источников, а также сравнительного анализа целей, приоритетов и основных направлений интернационализации девяти университетов России, семи вузов Республики Беларусь и системы образования Китая. Исследована динамика развития научного знания на следующих этапах интернационализации российских и зарубежных вузов: начальный период (эпоха Средневековья и Возрождения); период экспорта образовательных систем (XVIII век – середина XX века); период политической экспансии мировых сверхдержав (окончание Второй мировой войны – вторая половина XX века); этап глобализации (конец XX века – первое десятилетие XXI века); «кризисный» этап (2022 г. – настоящее время). Особое внимание уделено характеристике современного этапа интернационализации региональных вузов.
3. Дана характеристика потенциальных возможностей и тенденций развития интернационализации регионального вуза в реальном и виртуальном образовательном пространстве.
Отмечается, что российскими университетами интенсивно ведется поиск новых способов актуализации потенциала интернационализации регионального вуза: заключаются партнерские соглашения с университетами и образовательными центрами дружественных государств, разрабатываются совместные образовательные программы и проекты (например, программа с двойным дипломом «2+2» с китайскими университетами); используются возможности сотрудничества городов-партнеров из дружественных стран; проводятся курсы изучения государственных языков этих стран.
Новые возможности интернационализации региональных университетов возникли также как следствие ограничений в период пандемии. Речь идет, прежде всего, об интенсивном развитии домашней интернационализации и выходе международной деятельности в виртуальное пространство.
Современные региональные вузы нацелены на укрепление своих позиций на рынках образовательных услуг и удовлетворение образовательных потребностей как российских, так и иностранных студентов. Одной из значимых тенденцией интернационализации регионального вуза является обеспечение его конкурентоспособности на региональном, национальном и глобальном уровнях, достижение которой напрямую зависит от социально-экономической и демографической обстановки в стране и конкретном регионе. В русле современных тенденций развития интернационализации высшего образования приоритетным направлением международной деятельности является экспорт образовательных услуг и привлечение иностранных граждан к получению высшего образования в России.
4. Выделены и научно обоснованы риски и угрозы интернационализации регионального университета.При разработке классификации рисков и угроз интернационализации регионального университета авторы учитывали их источники и характер. К рискам и угрозам геополитического характера отнесены: нарушения традиционных партнерских связей с университетами стран Запада; прекращение финансирования российского участия в европейских научно-образовательных программах и проектах; деструктивное внешнее влияние на гражданскую позицию и культуру учащейся молодежи. Изменение вектора международного сотрудничества, поиск новых партнеров из дружеских государств Азии, Африки, Латинской Америки обусловил ряд рисков, связанных с географической удаленностью новых партнеров и отсутствием традиций партнерского взаимодействия с ними, затруднением коммуникации, вызванным отсутствием знаний государственных языков этих стран.
Выделена также группа рисков, связанная с виртуальным характером международной академической коммуникации, прежде всего риски ослабления эмоционального фактора межкультурного общения, нехватка цифровых инструментов, позволяющих изучить особенности культурно-исторической среды города и региона, в котором находится университет, а также цифровых ресурсов, раскрывающих потенциал партнерских отношений городов-побратимов.
Данная стратегия заложит теоретические основы международной виртуальной коммуникации в академической среде и минимизации рисков, связанных с цифровой трансформацией международной деятельности региональных университетов.
5. Разработана Концепция социально-психологической адаптации иностранных студентов в университете с учетом социокультурных особенностей региона. По содержательному признаку предложена классификация видов социальной адаптации иностранных студентов, включающая такие виды адаптации, как: институциональная, социокультурная, групповая, информационно-цифровая, индивидуально-психологическая, языковая. Концепция предусматривает создание программы адаптации иностранных студентов, включающей несколько фаз: фазу ориентации и знакомства, фазу погружения в культуру, фазу интеграции и творческой самореализации личности. Одним из важнейших аспектов концепции социальной адаптации иностранных студентов является учёт региональной специфики университета. Важным инструментом адаптации иностранных студентов к региональной специфике является использование цифровых технологий, в частности интерактивных гидов, с помощью которых иностранный студент может получить подробную информацию о городе пребывания. Наиболее технологичным и удобным решением является реализация данного гида в формате мобильного приложения с применением технологии компьютерного зрения.
В рамках проекта в отчетный период научным коллективом был проведен ряд эмпирических исследований, направленных: на выявление характера и трудностей социальной адаптации иностранных студентов; отношения преподавателей к интернационализации высшего образования на современном этапе; особенностей международной академической коммуникации представителей учащейся молодёжи.
Результаты проекта в отчётном периоде (2023)В соответствии с планом реализации проекта в 2023 г. научным коллективом были выполнены следующие виды работ и достигнуты научные результаты.
1. Определен комплекс стратегий интернационализации регионального университета в условиях кризиса международных отношений.
Определен комплекс стратегий интернационализации регионального университета в условиях кризиса международных отношений.
Комплекс включает следующие стратегии:
• стратегия поиска новых векторов научно-образовательного сотрудничества с партнерами из дружеских стран;
• стратегия расширения экспорта образовательных услуг и привлечения иностранных граждан к обучению в вузе;
• стратегия цифрового маркетинга образовательных услуг;
• стратегия внутренней интернационализации регионального вуза;
• стратегия усиления роли русского языка как языка международной академической коммуникации.
2. Разработана национально-ориентированная модель интернационализации регионального вуза, учитывающая современные вызовы и угрозы и новые векторы международного сотрудничества.
Модель нацелена на удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы региона за счёт изучения и адаптации зарубежного опыта, а также международного сотрудничества с региональными университетами дружеских стран. Основным постулатом национально-ориентированной модели является доминирование национальных интересов при определении целей, приоритетов, содержания, технологий и направлений международной деятельности регионального университета. В основу данной модели положена идея образовательного суверенитета, которая определяет парадигмальные изменения и трансформационные процессы, которые сегодня происходят в системе образования России. Цель национально-ориентированной модели интернационализации высшего образования заключается в укреплении отечественной системы высшего образования путем интеграции международного измерения в образовательный процесс и научные исследования при сохранении уникальных особенностей отечественной высшей школы. Концептуальной основой рассматриваемой модели являются ценностный и культурологический подходы. Важнейший ценностный принцип данной модели заключается в необходимости соблюдения баланса между глобальными тенденциями развития мирового рынка образовательных услуг и суверенными национальными интересами и потребностями. Национально-ориентированная модель базируется на принципах выборочной контекстной адаптации зарубежных практик и интеграции международного опыта в соответствии с национальными интересами и ценностями, что позволяет включать в образовательную и научно-исследовательскую деятельность ведущие мировые практики, не противоречащие национальным интересам, и в то же время сохранять и укреплять национальную идентичность и суверенитет образовательной системы. В рамках культурологического подхода предполагается трансляция культурного кода региона и погружение иностранных студентов в культурно-образовательную среду города и региона, в котором находится университет. Ключевой результат реализации национально-ориентированной модели интернационализации регионального университета заключается в подготовке выпускников, активно участвующих в инновационном развитии экономики и социальной сферы региона, а также в сохранении его культурного и образовательного наследия. В долгосрочной перспективе реализация данной модели будет способствовать укреплению национальной системы высшего образования, ориентированной на национальное развитие, устойчивый экономический рост и укрепление государственного суверенитета. Результаты обучения, которые будут достигаться в процессе реализации национально-ориентированной модели интернационализации высшего образования, будут соответствовать долгосрочным целям страны.
3. Разработана модель цифрового двойника международной образовательной среды современного регионального университета с применением цифровых инструментов.
Модель цифрового двойника международной деятельности регионального университета разработана на базе диалогового чат-бота с генеративным искусственным интеллектом (модель GPT-3.5), функционирующим на основе принципа «ввод-вывод» (input/output, I/O). Благодаря общедоступности технологического решения, лежащего в основе данного цифрового двойника, опоры на принцип простоты использования, а также ориентации на универсальный пользовательский опыт, данный двойник характеризуется минималистичной структурой и отсутствием необходимости формировать новые цифровые компетенции у целевых пользователей модели (сотрудники международного отдела университета и другие лица, участвующие в процессе менеджмента международной деятельности).
Операционное ядро цифрового двойника представляет собой интерфейс взаимодействия с пользователями с применением естественного языка для ввода и вывода данных, формирования запросов и формулирования конкретных задач по обработке и анализу представленных данных. Диалоговый бот, основанный на генеративной модели GPT-3.5, производит обработку данных, выраженных на естественном языке. Разработанная модель способна анализировать и корректно интерпретировать комплексные коммуникативные структуры и эффективно обрабатывать текстовую и числовую информацию, относящуюся к международной деятельности вуза.
4. Разработана модульная программа повышения квалификации для педагогов вуза в области международной виртуальной коммуникации с применением инструментов цифровой дидактики.
Программа включает 4 учебных модуля. Учебный модуль «Обучение в мире многообразия» содержит профессиональные знания о построении трех моделей эффективного взаимодействия в цифровой среде: «преподаватель – иностранный студент», «российский студент – иностранный студент», «преподаватель – иностранный студент – российский студент». Модуль «Разработка и преподавание совместных курсов на английском языке» позволяет педагогам познакомиться с методикой применения английского языка (EMI – English Medium Instruction) для преподавания академических дисциплин российским и иностранным студентам, а также изучить структуру и содержание образовательных программ для этих дисциплин. По завершении прохождения модуля педагоги научатся применять методику обучения на английском языке, которая позволит им выстраивать продуктивную коммуникацию со студентами в условиях поликультурной образовательной среды. Учебный модуль «Разработка и преподавание онлайн-курсов» предназначен для педагогов университета, которые намерены освоить технологию создания и управления онлайн-курсами. Данный модуль позволит улучшить цифровую и межкультурную компетентность педагогов. В программе модуля предусмотрено несколько блоков: введение в онлайн-образование, планирование онлайн-курса, технические аспекты онлайн-образования, педагогический дизайн онлайн-курса, содержание и методики обучения, коммуникация в онлайн-курсе, мониторинг качества обучения, правовые и этические аспекты онлайн-образования, инструменты продвижения онлайн-курса в Интернете, разработка собственного онлайн-курса. Четвертый модуль «Кибербезопасность и цифровая интернационализация» содержит ключевые аспекты безопасности в виртуальной среде для осуществления педагогами эффективного международного сотрудничества. Модуль включает шесть тематических блоков, посвященных введению в кибербезопасность и цифровую интернационализацию, способам обнаружения и предотвращения кибератак, защите данных в информационных системах, политике и законодательству в области кибербезопасности, роли цифровизации в мировой экономике и культуре, международным стандартам цифровой интернационализации.
По результатам проекта была подготовлена и издана монография «Модели и стратегии развития интернационализации регионального вуза в реальном и виртуальном пространстве», а также подготовлены статьи, опубликованные в ведущих научных журналах.