Потенциальные возможности и риски цифровой трансформации образовательного процесса в университете
при поддержке Российского научного фонда
О проекте
Номер: 23-28-01471
Руководитель: Петряков Пётр Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор
Организация финансирования, регион: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», Новгородская область
Годы выполнения при поддержке РНФ: 2023-2024
Конкурс: Конкурс Российского научного фонда (РНФ) 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора:
  • Отрасль знания: 08
  • Основной код классификатора: 08-604
Ключевые слова: современный университет, цифровая трансформация образовательного процесса в университете, цифровая дидактика, цифровые технологии и инструменты, цифровые следы, потенциальные возможности цифровизации образовательного процесса и риски цифровой трансформации.

Код ГРНТИ: 14.01.11

Исполнители:
Шустров Андрей Сергеевич, научный сотрудник
Земнухов Егор Сергеевич, научный сотрудник
Плотников Даниил Евгеньевич, младший научный сотрудник

Аннотация
Актуальность цифровой трансформации высшего образования в настоящее время не вызывает сомнений. Эта трансформация во многом связана с изменением психолого-педагогических характеристик современного человека - высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, речь), развитием так называемого клипового мышления, построенного на визуальных образах и предполагающего переработку информации короткими порциями. У современной молодежи появляются новые психологические контексты (социальные сети, блогосфера, виртуальные миры и др.), новые феномены (интернет-зависимость, многозадачность, эффект Google, номофобия, селфизм, и др.), новые формы развития взаимоотношений с окружающими людьми, в том числе и негативные (флеймы, флуд, троллинг, хейтерство, кибербуллинг и др.). Следовательно, возникает необходимость в создании новой гибкой, интерактивной, цифровой системы образования с использованием различных смарт-технологий и смарт-устройства для поиска, обработки и анализа визуализированной информации и знаний. Многообразие используемого электронного образовательного продукта позволяет не только увеличить объем представляемой учебной информации и усилить индивидуализацию учебного процесса, но и разнообразить способы интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью повышения его эффективности.
Актуальность исследования обусловлена совокупностью социально-экономических и психолого-педагогических факторов, определяющих тенденции развития цифрового образования в современной высшей школе. К таковым можно отнести: цифровизацию экономики, выдвигающую новые требования к профессиональным характеристикам будущих специалистов; развитие и внедрение новых цифровых технологий, формирующих цифровую образовательную среду в вузе; социально-психологические особенности цифрового поколения, требующие создания гибкой интерактивной цифровой системы образования; непредвиденные обстоятельства и экстремальные ситуации, требующие перехода от традиционных доцифровых моделей образования к форматам дистанционного и смешанного обучения.
Научная новизна исследования заключается в определении потенциальных возможностей и тенденций цифровизации высшего образования в контексте мирового опыта, с учетом влияния различных экономических, социально-психологических, педагогических и технологических факторов, включая фактор неопределенности; выявлении, систематизации и определении сущностных характеристик различных групп рисков и угроз цифровизации образовательного процесса в вузе; разработке научно-методических основ электронного лингво-педагогического глоссария терминов цифровой коммуникации и цифровой дидактики; проектировании стратегий преодоления рисков и угроз цифровизации, направленных на повышение цифровой компетентности преподавателей вузов, гармонизацию обучающей, воспитывающей и развивающей функций образовательного процесса в вузе, усиление эмоционального фактора и воспитательного эффекта в процессе цифровой трансформации современного университета; определении перспективных направлений развития современного вуза на основе сочетания традиционных и инновационных подходов к организации учебного процесса с учетом рисков и угроз его цифровой трансформации, а также разработанных в ходе проекта стратегий, направленных на их преодоление.
Общий план работы на период реализации проекта
2023 год:
  1. Проведение сравнительного анализа концепций и моделей цифрового образования в отечественной и зарубежной педагогике (в рамках Союзного государства: Россия - Республика Беларусь) с целью выявления общего и особенного в контексте мирового опыта.
  2. Исследование экономических, социально-психологических, педагогических и технологических факторов, влияющих на цифровую трансформацию образовательного процесса в вузе.
  3. Проведение онлайн-анкетирования преподавателей вузов, с целью выявления используемых в образовательном процессе цифровых инструментов, трудностей цифровой образовательной коммуникации, использования дистанционных форм обучения в условиях экстремальных ситуаций (пандемия, обострение политической обстановки).
  4. Исследование цифровых следов студентов в социальных сетях с целью выявления предпочтений в выборе новых дидактических средств, цифровых инструментов и способов получения учебной и научной информации.
  5. Исследование терминологического аппарата цифровой коммуникации и цифровой дидактики.
  6. Исследование потенциальных возможностей и эффективных механизмов цифровизации образовательного процесса в вузе.
  7. Выявление, анализ, обобщение и систематизация рисков и угроз, связанных с цифровизацией образовательного процесса в вузе.
  8. Подготовка по материалам исследования рукописей и публикация одной статьи в ведущем российском или зарубежном научном издании, индексируемом в базах данных Web of Science/Scopus, 2-х статей по материалам проекта в ведущих российских изданиях, индексируемых в РИНЦ.

2024 год:
  1. Разработка педагогических стратегий, направленных на повышение цифровой компетентности и мотивации преподавателей вуза к работе с цифровыми образовательными ресурсами и технологиями.
  2. Проектирование педагогических стратегий, направленных на диалогическое взаимодействие и реализацию коллективных форм работы преподавателей и студентов в цифровой образовательной среде вуза.
  3. Разработка педагогических стратегий, направленных на преодоление тенденции унификации социально-психологических характеристик представителей цифрового поколения и игнорирования фактора многообразия в студенческой среде.
  4. Проектирование педагогических стратегий, направленных на усиление воспитательной функции и эмоционального фактора образовательного процесса в вузе в условиях его цифровой трансформации.
  5. Разработка научно-методологических основ лингво-педагогического словаря терминов цифровой коммуникации и цифровой дидактики.
  6. Разработка программы повышения квалификации педагогов вуза по проблемам преодоления рисков и угроз цифровизации образования.
  7. Подготовка по результатам проекта итоговой монографии «Потенциальные возможности и риски цифровой трансформации образовательного процесса в университете».
  8. Подготовка по материалам исследования рукописей и публикация 2-х статей в ведущих российских или зарубежных научных изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science/Scopus, 2-х статей по материалам проекта в ведущих российских изданиях, индексируемых в РИНЦ.
  9. Проведение научно-методической конференции «Цифровая трансформация образовательного процесса в вузе: потенциальные возможности тенденции развития, риски и угрозы».
Ожидаемые результаты и их значимость
1. Структурно-содержательная схема развития знания о генезисе концепции цифровой дидактики в России и за рубежом (Россия, Республика Беларусь, США, Германия) в конце XX – первые десятилетия XXI века.
Научная значимость данной схемы обусловлена возможностью выявить общее, единичное и особенное в развитии цифровой дидактики в России и за рубежом, а также раскрытия на её основе потенциала цифровизации современного университета.
2. Характеристика экономических, социально-психологических, педагогических и технологических факторов, оказывающих наибольше влияние на цифровую трансформацию образовательного процесса в вузе.
Научная значимость данной характеристики обусловлена возможностью проектирования стратегий развития цифровизации вуза с учетом экономических, социально-психологических, педагогических и технологических факторов.
3. Аналитический отчет о результатах проведения онлайн-анкетирования преподавателей вузов и цифровых следов студентов в социальных сетях, характеризующий дидактические предпочтения и затруднения преподавателей и обучающихся в использовании цифровых инструментов в образовательном процессе.
Данный отчет позволит проанализировать и обобщить результаты проведенного онлайн-анкетирования преподавателей вузов и цифровых следов студентов в социальных сетях и использовать данные результаты для совершенствования образовательного процесса в вузе, а также проектирования программ повышения квалификации педагогических работников.
4. Каталог наиболее популярных среди преподавателей и студентов цифровых инструментов и интерактивных дидактических средств, используемых в образовательном процессе российских вузов.
Данный каталог позволит выявить наиболее популярные среди преподавателей и студентов цифровые инструменты и обеспечить педагогических работников интерактивным дидактическим инструментарием для совершенствования образовательного процесса в вузе.
5. Глоссарий основных терминов цифровой коммуникации и цифровой дидактики.
Данный глоссарий обеспечит преподавателей и студентов знаниями понятийного аппарата в области цифровой дидактики и облегчит доступ к научным источникам и информационным материалам, посвященным данной тематике.
6. Развернутая характеристика возможностей и тенденций развития цифровизации образовательного процесса в высшей школе.
Данная характеристика будет иметь прогностическое значение и позволит в будущем проектировать различные модели цифровизации образовательного процесса в вузе.
7. Тематические кластеры, включающие различные группы рисков цифровизации высшего образования.
Кластеризация рисков цифровизации позволит сформировать целостное представление о способах их минимизации, а также разработать стратегии, направленные на преодоление рисков и угроз цифровой трансформации высшей школы.
8. Характеристика группы педагогических стратегий, направленных на повышение цифровой компетенции и мотивации преподавателей вуза к работе в цифровой образовательной среде, минимизацию их профессиональной и эмоциональной перегрузки.
Данная характеристика групп педагогических стратегий позволит преподавателю вуза повысить его уровень цифровой компетенции и мотивации к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде, а также минимизировать их профессиональные и эмоциональные перегрузки.
9. Психолого-педагогическая характеристика группы стратегий, направленных на диалогическое взаимодействие и реализацию коллективных форм работы преподавателей и студентов в цифровой образовательной среде вуза.
Научная значимость данной характеристики обусловлена возможностью раскрытия групп стратегий, закладывающих теоретические основы реализации диалогического взаимодействия и коллективных форм работы преподавателей и студентов в цифровой образовательной среде вуза и минимизирующих риски, связанных с цифровой трансформацией деятельности современных университетов.
10. Социально-педагогическая характеристика группы стратегий, направленных на преодоление тенденции унификации социально-психологических характеристик представителей цифрового поколения и игнорирования фактора многообразия в студенческой среде.
Научная значимость данной характеристики обусловлена возможностью раскрытия групп стратегий, направленных на актуализацию потенциальных возможностей цифровизации и преодоление тенденций унификации социально-психологических характеристик представителей цифрового поколения и минимизирующих риски, связанные с игнорированием фактора многообразия в студенческой среде.
11. Психолого-педагогическая характеристика группы стратегий, направленных на усиление воспитательной функции и эмоционального фактора образовательного процесса в вузе в условиях его цифровой трансформации.
Научная значимость данной характеристики обусловлена возможностью раскрытия групп стратегий, направленных на актуализацию потенциальных возможностей цифровизации, на усиление воспитательной функции и эмоционального фактора образовательного процесса в вузе в условиях его цифровой трансформации.
12. Электронный лингво-педагогический словарь терминов цифровой коммуникации и цифровой дидактики.
Научная значимость данного словаря обусловлена потребностью преподавателей вузов в расширении фонда знаний о понятийном аппарате в сфере цифровой коммуникации и цифровой дидактики для осуществления продуктивной коммуникации с современными студентами – представителями цифрового поколения, включая коммуникацию в социальных сетях.
13. Программа повышения квалификации педагогов вуза по проблемам преодоления рисков и угроз цифровизации образования.
Данная программа направлена на повышение цифровой компетентности преподавателей, устранение дефицита их знаний о способах коммуникации в цифровой образовательной среде.
14. Монография «Возможности, риски и угрозы цифровизации образовательного процесса в высшей школе».
Научная значимость данной монографии заключается в диссеминации научного опыта цифровой трансформации образовательного процесса в современном вузе, выявления и устранения рисков и угроз, возникающих под влиянием внутренних и внешних факторов.
15. 3 статьи в ведущих российских и зарубежных научных изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science, Scopus, 4 статьи в ведущих российских изданиях, индексируемых в РИНЦ.
Публикации научных статей позволят диссеминировать накопленные в результате проведенных исследований знания о способах преодоления различных рисков и угроз, возникающих под влиянием внутренних и внешних факторов, а также путей реализации потенциала цифровизации образовательного процесса в вузе.
16. Сборник материалов научно-методической конференции «Цифровая трансформация образовательного процесса в вузе: потенциальные возможности и тенденции развития, риски и угрозы».
Научная значимость данного сборника заключается в диссеминации научного опыта по выявлению групп возможностей, рисков и угроз, связанных с цифровой трансформацией университета.
Основные события
Научно-методическая конференция с международным участием "Цифровая трансформация образовательных систем: потенциальные возможности, риски и тенденции развития"
(17-18 сентября 2024, Великий Новгород)
Программа мероприятия
Региональный семинар
"Современные проблемы и стратегии развития технологического и информационного образования" в рамках XXXI Всероссийской научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (24 апреля 2024, Великий Новгород) Программа мероприятия
Научные публикации (за 2023 год)
  1. Digital Transformation of Schools and Universities: how to Prepare Teachers for Digital Learning Environment / A. S. Shustrov, P. A. Petryakov, M. N. Pevzner [et al.] // II International Scientific Forum on Sustainable Development and Innovation (WFSDI 2023) : Conference Proceedings, Porto, Portugal, 27–28 апреля 2023 года. – Ekaterinburg: Institute of Digital Economics and Law LLC, 2024. – P. 1319-1327. Ссылки на публикацию: https://elibrary.ru/item.asp?id=75056439 ; https://drive.google.com/file/d/1aB8hsZR5n4-EP9ppahV1LAfjHI0n1tkn/view?usp=sharing
  2. Шустров, А. С. Цифровая трансформация образования: ключевые проблемы и пути их решения / А. С. Шустров, И. В. Смертин, Е. С. Земнухов // Психолого-педагогический поиск. – 2023. – № 1(65). – С. 71-78. – DOI 10.37724/RSU.2023.65.1.009. Ссылка на публикацию: https://elibrary.ru/item.asp?id=53982792
  3. Киктенко, М. В. Формирование действенного мотива студентов к личностному саморазвитию / М. В. Киктенко, П. А. Петряков, М. Н. Певзнер // Психолого-педагогический поиск. – 2023. – № 4(68). – С. 66-73. – DOI 10.37724/RSU.2023.68.4.008. Ссылка на публикацию: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59885459
  4. Шустров, А. С. Гражданское образование студентов в условиях цифровой трансформации университета / А. С. Шустров // Читаем Ушинского : Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции , Великий Новгород, 13–17 февраля 2023 года / Под редакцией Е.Ю. Игнатьевой, С.М. Ёлкина, отв. редактор М.В. Звяглова. – Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2023. – С. 229-236. – DOI 10.34680/978-5-89896-868-7/2023.read.35. Ссылка на публикацию: https://elibrary.ru/item.asp?id=54663864
  5. Шустров, А. С. Риски и угрозы цифровой трансформации образовательного процесса в вузе и школе / А. С. Шустров // Открытое образование: от открытия профессии к международному сотрудничеству. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2023. – С. 126-131. Ссылка на публикацию: https://elibrary.ru/item.asp?id=54946456&pff=1
  6. Певзнер, М. Н. Открытое образование: от дистанционного обучения к открытости школы обществу / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков // Открытое образование: от открытия профессии к международному сотрудничеству. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2023. – С. 9-14. Ссылка на публикацию: https://elibrary.ru/item.asp?id=54946405&pff=1
  7. Шустров, А. С. Цифровая трансформация предметной области «Технология»: опыт апробации вариативных модулей / А. С. Шустров, М. В. Пак // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы : Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 14–15 марта 2023 года. – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2023. – С. 107-111. Ссылка на публикацию: https://elibrary.ru/item.asp?id=54263486
  8. Шустров, А. С. Цифровая трансформация университета: вызовы, риски и возможности / А. С. Шустров // Сохранение приоритетов профессионального образования как инструмент кадрового обеспечения региональной экономики : МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, Гатчина, 28 марта 2023 года. – Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2023. – С. 266-273. Ссылка на публикацию: https://elibrary.ru/item.asp?id=50439293
Научные публикации (за 2024 год)
  1. Потенциальные возможности и риски цифровой трансформации образовательного процесса в университете: монография / сост. и общ. ред. П.А. Петряков. – Ульяновск: Зебра, 2024. – 288 с. – ISBN 978-5-93856-865-5
  2. Shustrov, A. S. Developing Digital Competencies of Secondary Education Teachers Case Study of Professional Development Courses / A. S. Shustrov, I. V. Smertin, P. A. Petryakov // II International Scientific Forum on Sustainable Development and Innovation (WFSDI 2023) : Conference Proceedings, Porto, Portugal, 27–28 апреля 2023 года. – Ekaterinburg: Institute of Digital Economics and Law LLC, 2024. – P. 2349-2356. Ссылки на публикацию: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75056591 ; https://drive.google.com/file/d/1aB8hsZR5n4-EP9ppahV1LAfjHI0n1tkn/view?usp=sharing
  3. Петряков, П. А. Цифровое поколение в оценке современных студентов вуза: мифы и реальность / П. А. Петряков, М. Н. Певзнер, А. С. Шустров // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 6 (72). – С. 53–72. - еISSN 2307-2334. Ссылка на публикацию: https://pnojournal.wordpress.com/2024-2/24-06/
  4. Певзнер, М. Н. Возможности и риски цифровизации образовательного процесса современного университета / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, А. С. Шустров // Человек и образование. – 2024. – № 1(78). – С. 9-21. – DOI 10.54884/1815-7041-2024-78-1-9-21. Ссылка на публикацию: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67851404
  5. Шустров, А. С. Актуальное состояние и проблемы формирования ИКТ-компетентности преподавателя современного вуза / А. С. Шустров // Человек и образование. – 2024. – № 2(79). – С. 118-126. – DOI 10.54884/1815-7041-2024-79-2-118-126. Ссылка на публикацию: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67912833
  6. Плотников, Д. Е. Развитие логического мышления студентов в условиях цифровизации образовательного процесса в вузе // Шияновские чтения-2024 : сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции и 1-й молодежной научно-практической конференции (21 мая 2024 г.) / под ред.: Л.А. Филимонюк, Е.А. Фоминой, Г.Ю. Герасимовой. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, (Северо-Кавказский федеральный университет) 2024. – С.114-121. Ссылка на публикацию: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74033651
  7. Плотников, Д. Е. Применение цифровых образовательных ресурсов для развития логического мышления студентов / Д. Е. Плотников // Актуальные проблемы технологического образования: опыт, проблемы и перспективы : материалы VIII Международной научно-практической конференции, Мозырь, 02 ноября 2023 года. – Мозырь: Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина, 2024. – С. 180-183. Ссылка на публикацию: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69208659&pff=1
  8. Шустров, А. С. Сущность цифровой трансформации в воспитательных системах России / А. С. Шустров // Современное образование как основа технологического прорыва, Гатчина, 27 марта – 01 апреля 2024 года. – Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2024. – С. 164-169. Ссылка на публикацию: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67357809&pff=1
О нас пишут на цифровых платформах
Новгородский государственный университет (НовГУ):
Региональные СМИ:
  • Интернет-газета "Новгород" анонсирует проведение научно-методической конференции с международным участием "Цифровая трансформация образовательных систем: потенциальные возможности, риски и тенденции развития" и раскрывает направления деятельности секций.
Результаты проекта в отчётном периоде (за 2023 год)
1. Разработана структурно-содержательная схема развития знания о генезисе концепции цифровой дидактики в России и за рубежом (в рамках Союзного государства: Россия - Республика Беларусь) в конце XX – первые десятилетия XXI века.

Схема содержит характеристику исторических этапов развития цифрового образования и цифровой дидактики в России и Республике Беларусь. Данная характеристика составлена на основе изучения нормативно-правовых документов, а также научно-педагогических исследований ученых России и Беларуси в области цифровой дидактики. Выделены этапы развития концепции цифровой трансформации образовательного процесса, позволяющие проследить эволюцию развития цифрового образования от этапа компьютеризации обучения до становления целостной концепции цифровой дидактики.
Структурно-содержательная схема включает описание перехода цифрового образования от этапов компьютеризации и информатизации, которые характеризовались внедрением компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и управление образовательными системами к этапу цифровизации, на котором сформировалась целостная концепция цифровой дидактики. В данной концепции были обозначены основные теоретические подходы к формированию цифровых образовательных экосистем, которые предполагают сетевое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и направлены на профессионально-личностное развитие индивида на протяжении всей его жизни. Внедрение основных принципов цифровой дидактики в образовательный процесс способствует развитию цифровой парадигмы образования как совокупности теоретико-методологических, гуманитарно-прикладных и технологических положений, направленных на реализацию в образовании достижений научно-технического прогресса информационного общества (Роберт И.В., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш., Козлов О.А. и др.). Важным постулатом новой отрасли педагогической науки является признание основные понятий и принципов классической (доцифровой) дидактики и возможности их трансформации в новую цифровую экосистему (Блинов В.И., Биленко П.Н., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С и др.).
В рамках концепции цифровой дидактики российские и белорусские ученые уделяют большое внимание подготовке педагогов к работе в цифровой образовательной среде. В частности, исследуются такие аспекты цифровизации образования, как методология организации образовательного процесса в виртуальном образовательном пространстве, особенности работы педагога в открытом образовательном пространстве в условиях цифровизации (Храмцова Ф. И., Терехова А. И., Тимакова Р. Т., Ильюхина Ю. В. и др. - Республика Беларусь), формирование цифровых компетенций будущего учителя, этические аспекты общения субъектов образовательного процесса в социальных сетях и сетевых сообществах, развитие управленческой культуры будущих педагогов средствами информационно-коммуникационных технологий (Т. О Корнеенко, Н.А. Гуторова, С.С. Синявская, И.М. Панченко О. А. Никитина, Д.В. Филиппова, О.Д. Корнеева, Е. Улунян и др. - Россия).

Схема развития знания содержит описание общих и отличительных черт цифровой трансформации образования в России и Республике Беларусь, выявленных на основании анализа нормативно-правовых документов обеих стран. Общей чертой исследованных концепций является сходство целей цифровой трансформации образования, а также форм, методов и технологий достижения этих целей. В частности, речь идет об использовании искусственного интеллекта в сфере образования, внедрении дополнительных профессиональных программ, повышающих уровень цифровых компетенций преподавателей и студентов вуза и др. В схеме также дано описание незначительных различий в подходах к определению перспектив развития цифрового образования в России и Республике Беларусь. Так, в российских нормативных документах акцент делается на обеспечение единых подходов к управлению данными в сфере науки и высшего образования в рамках комплекса стратегий цифровизации образования. В Республике Беларусь цели, задачи, формы и методы развития цифрового образования отражаются в концепциях и конкретизируются в отдельных целевых программах, направленных на внедрение цифровых технологий в образовательный процесс при соблюдении принципов информационной безопасности и «цифрового доверия».

2. Дана характеристика экономических, социально-психологических, педагогических и технологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на цифровую трансформацию образовательного процесса в вузе.

Социально-политическим фактором является планомерный выход общественно-политических организаций и институтов гражданского общества в виртуальное пространство, что находит свое отражение в социальных сетях и мессенджерах, организации электронных общественных приемных. Наиболее ярким проявлением цифровизации общественно-политической жизни в стране является создание онлайн-площадок для проявления гражданской активности граждан и гражданский интернет-активизм учащейся молодежи. Экономическим фактором является цифровизация сферы экономики и бизнеса, которая предполагает внедрение информационно-коммуникационных технологий в производственные процессы и системы управления предприятиями, что способствует повышению производительности труда и устойчивому экономическому росту регионов. В качестве педагогического фактора рассматривается профессиональная и мотивационная готовность учителей школ и преподавателей вузов к работе в цифровой образовательной среде. Под влиянием данного фактора разрабатываются целевые программы повышения квалификации педагогов, расширяющие их знания о цифровых образовательных ресурсах и способах использования цифровых технологий для оптимизации своей профессиональной деятельности. В качестве психологического фактора рассматриваются особенности современного цифрового поколения учащейся молодежи, включая изменения характера высших психических функций личности молодого человека. Предлагается модель интерактивной цифровой системы образования с использованием различных технологий для преодоления проблем современного цифрового поколения, функционирующего в новых технологических контекстах. В качестве технологического фактора в исследовании рассматривается создание цифровой среды в образовательных организациях, которая включает совокупность образовательного контента, электронных ресурсов, технических средств и цифровых технологий, позволяющих осуществлять эффективную реализацию образовательных программ, в том числе в дистанционном и смешанном форматах.

3. Подготовлен аналитический отчет о результатах проведения онлайн-анкетирования преподавателей вузов, характеризующий дидактические предпочтения и затруднения преподавателей в использовании цифровых инструментов в образовательном процессе.

В аналитическом отчете зафиксированы следующие дидактические предпочтения преподавателей, связанные с работой в цифровой образовательной среде: проведение занятий в дистанционном и смешанном формате (97,1%), защита проектов обучающимися в удаленном режиме (58,3%), разработка дистанционных курсов в качестве дополнительного или основного материала (79,7%), использование цифровых библиотечных ресурсов для обеспечения учебного процесса (98,6%), использование открытых информационных ресурсов и баз данных (95,6%). Аналитический отчет содержит также характеристики выявленных в ходе онлайн-анкетирования затруднений педагогов в работе с цифровыми ресурсами. В качестве таковых отмечены: недостаточно высокий уровень цифровой компетентности преподавателей старшего возраста (21,2%); трудности в обработке больших массивов данных с помощью специальных цифровых технологий (59,4%); трудности виртуальной коммуникации с обучающимися из-за непонимания современного компьютерного сленга (84,1)%; трудности в использовании нейросетей и ассистентов с искусственным интеллектом (75,4%).


4. Разработан каталог наиболее популярных среди преподавателей и студентов цифровых инструментов и интерактивных дидактических средств, используемых в образовательном процессе российских вузов.

Цифровой каталог наиболее популярных цифровых инструментов и интерактивных дидактических средств, используемых в образовательном процессе российских университетов, разработан на основе обобщения и систематизации данных, полученных по результатам изучения цифровых следов студентов и онлайн-опроса преподавателей вузов. Каталог предназначен для обеспечения оперативного доступа преподавателей и студентов к различным цифровым платформам, инструментам и сервисам для решения профессиональных и образовательных задач. Структура каталога включает 10 тематических разделов, сгруппированных по критерию «назначение в образовательном процессе»: облачные хранилища, визуализация информации, обработка и анализ текстовой информации, виртуальное взаимодействие, электронные библиотеки, дистанционное и онлайн-образование, органайзеры, поисковые системы, социальные сети и мессенджеры, нейросети. Разделы содержат как ссылки на интерактивные средства обучения, которые могут использоваться преподавателями и студентами в учебной и научной деятельности, так и цифровые инструменты для создания, хранения и обработки образовательного контента. Ссылка на цифровой каталог:https://www.novteachers.ru/catalogue

5. Разработан глоссарий основных терминов цифровой коммуникации и цифровой дидактики.

Разработанный в электронном формате глоссарий содержит терминологический аппарат по трем разделам: цифровизация образования, цифровая дидактика и цифровая коммуникация. Первый раздел позволит преподавателям вузов, научным работникам, студентам и специалистам в области электронного образования более осознанно и с научной точки зрения грамотно готовить научные доклады и выступления, учебно-методические издания, монографии, статьи и другие научные работы по проблемам цифровизации образовательных систем. Второй раздел, включающий понятия цифровой дидактики, будет способствовать преподавателям целесообразно выбирать различные цифровые платформы, инструменты и сервисы для организации учебной, творческой, проектной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой среды университета. Третий раздел раскрывает значение жаргонизмов, относящихся к цифровому образованию, которые используются преимущественно молодежью при неформальной коммуникации. Данный раздел будет полезен для преподавателей в целях повышения уровня взаимопонимания в процессе взаимодействия со студентами в цифровой образовательной среде.
Ссылка на цифровой глоссарий: https://www.novteachers.ru/glossary

6. Представлена развернутая характеристика возможностей и тенденций развития цифровизации образовательного процесса в высшей школе.

Характеристика содержит описание таких эффективных механизмов цифровизации высшего образования, как интеграция нейросетей, чат-ботов и no-code платформ для создания сайтов, обогащающих цифровой ландшафт отечественного высшего образования. В частности, описывается способность нейросетей анализировать успеваемость и образовательные предпочтения студентов с целью создания для них персонализированных образовательных маршрутов. Раскрываются прогностические возможности машинного обучения как эффективного механизма предиктивной аналитики. Выявлены потенциальные возможности применения чат-ботов в образовании, которые позволяют оперативно реагировать на запросы студентов и на базе искусственного интеллекта предоставлять им академические и карьерные консультации. Создание no-code платформ позволяет упростить коммуникацию между преподавателями и студентами, оказать им поддержку в создании и поддержании совместного образовательного контента. Развернутая характеристика содержит также описание наиболее распространенных дидактических средств и форм цифровизации образовательного процесса в вузе. В качестве дидактических средств рассматриваются: электронный учебник, содержащий мультимедийные материалы, интерактивные задания и тесты для текущего контроля усвоения учебного материала студентами; виртуальные лабораторные работы, используемые при невозможности выполнения практических работ в реальных лабораторных условиях; электронное портфолио, которое используется для оценки достижений студентов и мониторинга их прогресса и др. В качестве тенденций развития цифровизации образовательного процесса в вузе рассматривается подготовка специалистов, способных проводить предиктивную аналитику данных, а также интерпретировать альтернативы и оценивать сценарные решения. В качестве тенденции рассматривается также создание и развитие «Цифровых кафедр», способствующих преобразованию существующих университетов в эффективные цифровые вузы.

7. Выделены и описаны четыре тематических кластера, включающие различные группы рисков цифровизации высшего образования.

Первый тематический кластер отражает риски и угрозы, связанные с профессиональной деятельностью педагога. К данному кластеру можно отнести риски, отражающие: недостаточную мотивационную и профессиональную готовность преподавателей вузов и учителей школ, в первую очередь представителей старшего поколения, к работе в цифровой образовательной среде. Риском является также возросшая нагрузка на профессорско-преподавательский состав и сотрудников вуза, а также возможное сопротивление с их стороны цифровой трансформации образовательного процесса из-за невысокого уровня сформированности их цифровых компетенций. Внедрение цифровой трансформации в образовательный процесс требует значительного времени и усилий со стороны профессорско-преподавательского состава, что может привести к увеличению рабочей нагрузки и снижению эффективности в других областях их работы, таких как научные исследования или администрирование. В качестве угрозы профессионального характера можно рассматривать также абсолютизацию роли искусственного интеллекта как транслятора знаний и образовательного контента, следствием которой может являться снижение роли педагога как организатора образовательного процесса.
Второй тематический кластер описывает группу рисков и угроз, связанных с попыткой унификации социально-психологических характеристик цифрового поколения, недостаточным учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей обучающихся, игнорированием фактора многообразия в студенческой среде. При этом следует учитывать ряд угроз ментального характера, возникающих в процессе цифровой трансформации. Эти угрозы проявляются в отрыве детей и учащейся молодежи от реальной действительности и неосознаваемом уходе в виртуальный мир, а также в появлении зависимости у учащейся молодежи от виртуальной коммуникации и цифровых технологий, которая может привести к замедлению у обучающихся навыков критического мышления и частичной утрате способности к обучению в традиционном формате.
Третий тематический кластер характеризует риски и угрозы социального и социализационного характера. Разработка стратегий преодоления этих рисков наиболее актуальна, поскольку широкое использование цифровых технологий может нарушить основы социализационного процесса студенческой молодежи, способствовать культивированию индивидуализма, эгоцентризма, социальной атомизации, вызванных деформацией диалогического взаимодействия и реальной коммуникации с педагогами и однокурсниками. В процессе цифровизации возникает опасность потери эмоционально-оценочного компонента образовательного процесса, что негативно сказывается на формировании у обучающихся эмоционального интеллекта, эмпатических умений, чувства сопричастности и сопереживания. К рискам и угрозам социального характера можно отнести цифровое неравенство, которое ограничивает различным социальным групп молодежи доступ к дистанционному и смешанному формату обучения. К угрозам социального характера можно отнести также нарушение социального взаимодействия и потерю «живого» личного контакта. Дистанционное и онлайн-обучение может ограничивать возможности личного общения, что отрицательно сказывается на социальном и эмоциональном развитии личности и приводит к возникновению чувства изоляции и потере социальных связей.
Четвертый тематический кластер рисков и угроз связан с обеспечением системы информационной безопасности, что особенно актуально в свете массовой цифровизации учебного процесса. Цифровая трансформация увеличивает количество конфиденциальных данных, которые передаются и хранятся в цифровом виде, что делает вузы и школы более уязвимыми к кибератакам, таким как хакерство, фишинг и потеря личных данных. Поэтому, университеты и школы, стремясь обеспечить благополучие своих обучающихся, разрабатывают системы информирования их о том, как безопасно и ответственно вести себя в виртуальном пространстве.
Результаты проекта представлены в статьях, опубликованных в зарубежном научном издании, индексируемом в базе данных Scopus, и в ведущих российских изданиях, индексируемых в РИНЦ.
Результаты проекта в отчётном периоде (за 2024 год)
1. Разработаны педагогические стратегии, направленные на повышение цифровой компетентности и мотивации преподавателей вуза к работе с цифровыми образовательными ресурсами и технологиями.

Авторы исследования исходили из многоаспектной характеристики «цифровая компетентность», которая с одной стороны связана с цифровой грамотностью индивида, а с другой – имеет интерактивную составляющую, включающую навыки продуктивного взаимодействия с коллегами и студентами в виртуальном пространстве. Установлено, что повышение цифровой компетентности преподавателей предполагает их умение использовать адаптивные коммуникативные стратегии и тактики в цифровой среде с учетом фактора многообразия, гендерных, поколенческих, социальных и этнокультурных особенностей собеседника. В ходе исследования выявлено, что стратегия повышения цифровой компетентности и мотивации преподавателей вуза к работе с цифровыми образовательными ресурсами и технологиями носит обобщающий характер и включают в себя ряд локальных стратегий (технологическую, цифровую дидактическую, интерактивно-коммуникативную, мотивационно-стимулирующую), которые в своей совокупности обеспечивают успех образовательной деятельности современного университета.

К числу таких локальных стратегий в исследовании отнесены: технологическая, цифровая дидактическая, интерактивно-коммуникативная, мотивационно-стимулирующая. Технологическая стратегия предполагает освоение педагогами различных видов цифровых инструментов и платформ для организации профессиональной коммуникации с обучающимися в цифровой образовательной среде. В основе цифровой дидактической компетентности находится умение преподавателей применять в образовательной практике принципы цифровой дидактики: адаптивности и персонализации, интерактивности и мультимедийности, инклюзивности, непрерывности и доступности. Цифровая дидактическая компетентность предполагает знание преподавателем функциональных и педагогических возможностей цифровых технологий и умение грамотно применять их в учебном процессе, включая проектирование индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента. К спектру стратегий повышения цифровой компетентности преподавателей отнесены интерактивно-коммуникативные стратегии, позволяющие педагогу учитывать особенности интернет-коммуникации и требования информационной безопасности к работе в цифровой среде. В число мотивационно-стимулирующих стратегий вошли копинг-стратегии, направленные на преодоление демотивирующих факторов, оказывающих влияние на развитие цифровой компетентности преподавателя вуза. Реализация данной группы педагогических стратегий позволит преподавателям вуза повысить уровень цифровой компетенции и мотивации к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде, а также минимизировать профессиональные и эмоциональные перегрузки.

2. Спроектированы педагогические стратегии, направленные на диалогическое взаимодействие и реализацию коллективных форм работы преподавателей и студентов в цифровой образовательной среде вуза.

Стратегии разрабатывались с учетом выявленных в современной научной и методической литературе представлений отечественных и зарубежных авторов о процессе диалогического взаимодействия участников образовательного процесса в виртуальном пространстве, созданном в российских университетах. При разработке стратегий были использованы следующие методологические подходы: системный, деятельностный и компетентностный. Системный подход обеспечил целостное видение образовательного процесса в современном вузе как взаимосвязанной системы компонентов. Деятельностный подход позволил определить наиболее эффективные цифровые инструменты, обеспечивающие продуктивное взаимодействие участников образовательного процесса в университете, результатом которого выступает продукт совместной деятельности. Компетентностный подход предполагал формирование у студентов в процессе диалогического взаимодействия ключевых профессиональных компетенций, включая цифровую компетентность. При проектировании стратегий учитывались потенциальные возможности таких современных направлений цифровизации, как использование нейросетей, чат-ботов и no-code платформ. Установлено, что нейросети обеспечивают персонализацию обучения и автоматизацию процесса оценивания результатов образовательной деятельности студентов. Чат-боты предоставляют круглосуточную поддержку и оперативную обратную связь с участниками образовательного процесса. No-code платформы обеспечивают возможность создания интерактивных веб-страниц и образовательных приложений без необходимости глубоких знаний программирования, что упрощает процесс разработки и внедрения учебных материалов в образовательный процесс современного вуза. В основу проектирования данных стратегий заложены такие дидактические принципы, как принцип диалогичности, который акцентирует внимание на равноправном обмене информацией и идеями между участниками образовательного процесса в виртуальной среде, и принцип сотрудничества, который способствует формированию навыков коллективной работы и командного взаимодействия в условиях цифровой образовательной среды. Принцип интеграции обеспечивает оптимальное сочетание различных цифровых инструментов и платформ в единое образовательное пространство, а принцип персонализации позволяет учитывать индивидуальные образовательные потребности каждого студента в целях повышения качества диалогического взаимодействия участников образовательного процесса в цифровой среде университете.

Применение данных стратегий направлено на использование в образовательном процессе интерактивных форм и методов обучения в цифровой среде высшей школы, к которым относятся: нейросети, виртуальные дискуссии, форумы, вебинары, видеоконференции, виртуальные комнаты для групповой работы, онлайн-викторины и опросы, обучающие игры и симуляции, асинхронные видеозадания, персонализированная обратная связь, социальные сети, виртуальные экскурсии и лаборатории, электронные портфолио, онлайн-курсы и модули для самообучения и др. Применение активных методов на занятиях способствует созданию более персонализированного, интерактивного и результативного обучения, облегчая процесс разработки учебного контента и обеспечивая студентам психологическую поддержку на всех этапах их образовательной деятельности в университете. Разработаны стратегии мониторинга учебных текстов и образовательных интервенций, противодействующих использованию искусственного интеллекта для генерации учебных работ. К образовательным интервенциям отнесены: обучение академическому письму, развитие информационной грамотности и формирование сетевого этикета.

3. Разработаны педагогические стратегии, направленные на преодоление тенденции унификации социально-психологических характеристик представителей цифрового поколения и игнорирования фактора многообразия в студенческой среде.

Установлено, что социально-психологические характеристики цифрового поколения, приводимые многими исследователями, часто содержат отрицательную коннотацию, что приводит к неоправданной стереотипизации современного поколения молодежи. Преодоление тенденции унификации социально-психологических характеристик представителей цифрового поколения и игнорирования фактора многообразия в студенческой среде предполагает учет индивидуально-личностных особенностей каждого представителя цифрового поколения и отказ от фокусирования на обобщенном портрете цифрового поколения в целом. Индивидуальные и групповые признаки многообразия молодежной среды находят отражение в многообразии образовательных систем, моделей и технологий, включая цифровые технологии, основанные на принципах индивидуализации и дифференциации. По результатам исследования сделан вывод о том, что стратегия преодоления тенденции унификации социально-психологических характеристик представителей цифрового поколения и игнорирования фактора многообразия в студенческой среде должна учитывать следующие индивидуально-личностные характеристики обучающихся: биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности); социально обусловленные особенности (направленность личности, моральные качества, мировоззрение); индивидуальные особенности психических процессов (восприятие, мышление, представление, память); цифровой опыт (объем и качество знаний, цифровых навыков и умений). Последняя индивидуально-личностная особенность молодого человека в известной степени коррелирует с поведенческими характеристиками «цифровых аборигенов».

Ценностно-смысловыми доминантами данной группы стратегий являются: отказ от абсолютизации поколенческих особенностей учащейся молодежи, которые представляют собой важную, но не единственную характеристику современного студента; признание фактора социального, этнокультурного, гендерного многообразия как средового контекста, в котором формируется, развивается и социализируется личность молодого человека, независимо от его принадлежности к тому или иному поколению; отказ от стереотипизации социально-психологических характеристик представителей цифрового поколения и «навешивания» на них ярлыков, далеких от реальности; понимание диалектической взаимосвязи между поколенческими особенностями учащейся молодежи, отражающими обобщенный социально-психологический портрет определенной возрастной группы, и индивидуальными особенностями конкретного студента, отражающими типологические черты его личности.

4. Спроектированы педагогические стратегии, направленные на усиление воспитательной функции и эмоционального фактора образовательного процесса в вузе в условиях его цифровой трансформации.

Стратегии данной группы способствуют актуализации потенциала цифровой среды вуза в целях повышения качества воспитательной работы с обучающимися, включая методику организации воспитательных мероприятий в цифровом пространстве с использованием виртуальных маркеров выражения чувств (эмотиконов). Данные стратегии предусматривают развитие гражданского интернет-активизма учащейся молодежи, а также организацию дискуссионных онлайн-площадок, позволяющих студентам выразить свою гражданскую позицию. В рамках разработки данных стратегий проведен сравнительный анализ воспитательного процесса в реальном и виртуальном пространстве в соответствии с пятью выделенными основаниями (целеполагание, технологии организации, средства взаимодействия субъектов образовательных отношений, оценка и контроль, влияние на личностное развитие студента). Проведенный сравнительный анализ воспитательного процесса в вузе в различных форматах позволил определить комплекс стратегий, направленных на актуализацию воспитательной функции в университете: технологические, дидактические, спортивно-оздоровительные, культурно-просветительские.

Технологические стратегии предполагают использование в образовательном процессе вуза: виртуальных опросов для выявления эмоциональных «чек-инов»; цифровых наставников на университетских платформах; виртуальных сообществ для социально-психологической поддержки и общения; виртуальных клубов по интересам; компьютерных игр и др. Дидактические стратегии предусматривают применение на учебных занятиях интерактивных методов, таких как дидактические игры (имитационные, сюжетные, творческие и др.), онлайн-чаты и форумы с эмоциональным компонентом для получения обратной связи, а также включение в учебные планы модулей по изучению цифровой этики, правил кибербезопасности и технологии гражданского интернет-активизма. Спортивно-оздоровительные стратегиипредполагают такие формы работы, как: медитации по управлению стрессами; мастер-классы по управлению конфликтами; виртуальные сообщества для психологической поддержки студентов; киберспорт по компьютерным играм и др. Культурно-просветительские стратегии направлены на формирование традиционных духовно-нравственных ценностей у обучающихся посредством применения технологий виртуальной реальности для организации образовательных туров, концертов, фестивалей, экскурсий и т. д.

5. Разработаны научно-методологические основы лингво-педагогического словаря терминов цифровой коммуникации и цифровой дидактики.

Данный словарь является универсальным инструментом для понимания и практического применения цифровых технологий в высшем образовании, способствует повышению цифровой грамотности преподавателей и обучающихся, а также расширению их образовательного потенциала. Основной целью словаря является систематизация и объяснение терминов и понятий, часто используемых в цифровой дидактике. Словарь обеспечивает преподавателей, студентов, исследователей и разработчиков образовательных технологий точными и понятными определениями ключевых терминов, которые они могут использовать в процессе обучения и применения цифровых инструментов, а также для оперативного поиска информации о терминах и их различных трактовках. При разработке словаря авторы стремились создать продукт, способствующий формированию единого языка в сфере цифрового образования, который поможет нивелировать разницу в понимании терминов и обеспечит более эффективное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Словарь представлен в виде электронного ресурса, который обеспечивает пользователям удобный доступ к содержанию через веб-платформу или мобильное приложение. В словаре представлено 20 терминов, каждый из которых чётко структурирован и включает несколько обязательных элементов. К таким элементам относятся: термин; определение, содержащее краткое и точное объяснение сути термина; разъяснение, в котором представлено детализированное описание термина, включающее контекст его использования в образовательном процессе; примеры использования термина, демонстрирующие, как он используется в различных образовательных ситуациях; источники, содержащие ссылки на научные публикации и другие ресурсы, в которых рассматривается данный термин; теги, предусматривающие систему цифровых меток, которая может использоваться для фильтрации терминов и облегчения их поиска.

Ссылка на лингво-педагогический словарь: https://www.novteachers.ru/glossary_new

6. Разработана программа повышения квалификации педагогов вуза по проблемам преодоления рисков и угроз цифровизации образования. Ссылка на программу

Данная программа направлена на повышение уровня цифровой компетентности педагогов и позволяет минимизировать риски и угрозы цифровизации вуза, а также способствует устранению дефицита знаний педагогов о способах преподавания и коммуникации в цифровой образовательной среде. Программа рассчитана на 72 ч. и состоит из 4-х модулей: «Педагог в цифровом мире», «Индивидуализация и дифференциация обучения в цифровой среде», «Цифровая социализация в условиях информационного многообразия», «Личная и коллективная безопасность в цифровой среде». В результате освоения программы педагоги смогут овладеть необходимыми компетенциями для эффективной организации учебного процесса в цифровой образовательной среде современного вуза. В ходе реализации данной программы используются такие инновационные методы преподавания, как цифровая симуляция, перевёрнутые классы, проактивное и проектное обучение, а также цифровое интерактивное обучение.

Данная программа направлена на повышение цифровой компетентности преподавателей, позволяющей минимизировать риски и угрозы цифровой трансформации вуза, а также на устранение дефицита знаний педагогов о способах коммуникации в цифровой образовательной среде. Программа включает 4 модуля. Учебный модуль «Педагог в цифровом мире» нацелен на освоение преподавателями вузов современных методов обучения, необходимых для достижения обучающимися образовательных результатов в контексте цифровой трансформации образования. Второй модуль «Индивидуализация и дифференциация обучения в цифровой среде» направлен на адаптацию цифровых технологий под индивидуальные образовательные потребности педагогов и обучающихся. Третий учебный модуль «Цифровая социализация в условиях информационного многообразия» направлен на развитие профессиональной компетентности преподавателей вуза в области психолого-педагогического сопровождения студентов, социализирующихся в условиях информационного многообразия в виртуальной среде. Четвертый учебный модуль «Личная и коллективная безопасность в цифровой среде» нацелен на повышение уровня теоретических и практических знаний преподавателей вузов в области информационной безопасности в цифровой среде.

7. Подготовлена по результатам проекта итоговая монография «Потенциальные возможности и риски цифровой трансформации образовательного процесса в университете».

Монография состоит из трех глав, каждая из которых посвящена анализу различных аспектов цифровизации образовательного процесса в высшей школе: «Возможности, риски и стратегии развития цифровизации образовательного процесса в вузе», «Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в виртуальном пространстве», «Цифровые технологии и инструменты организации образовательного процесса в вузе». В монографии рассматриваются различные подходы к определению понятия «цифровизация образования», факторы, влияющие на процесс цифровой трансформации высшего образования. Подробно описываются риски и угрозы цифровизации образовательного процесса в современном вузе и комплексно раскрываются группы стратегий, направленных на их преодоление. В издании представлен анализ социально-психологических характеристик представителей цифрового поколения, их медиапредпочтений и культурных особенностей. Рассматривается взаимосвязь цифровых навыков, обучающихся с их самоорганизацией, подчеркивается значимость формирования у студентов вузов цифровой грамотности и коммуникативно-интерактивной компетенции. Подробно раскрываются особенности практического применения цифровых технологий в организации образовательного процесса в высшей школе.

В монографии представлено целостное видение феномена цифровой трансформации высшего образования, отражающего глобальные изменения, вызванные внедрением цифровых технологий в различные сферы общества. В издании подробно рассматриваются возможности и риски развития цифровизации образовательного процесса в высшей школе.Авторами раскрывается специфика ряда педагогических стратегий, направленных на преодоление рисков и угроз высшего образования в условиях его цифровой трансформации. Отдельное внимание уделяется выявлению особенностей взаимодействия участников образовательного процесса в виртуальном пространстве современного вуза. В работе дается развернутая характеристика цифровых инструментов и технологий, подробно описывается опыт их применения в образовательном процессе университета.

8. Проведена научно-методическая конференция «Цифровая трансформация образовательного процесса в вузе: потенциальные возможности, тенденции развития, риски и угрозы».

В конференции приняли участие свыше 80 человек из различных регионов России и Республики Беларусь. С докладами в очном и дистанционном форматах выступили 37 ученых из вузов Санкт-Петербурга, Краснодара, Вологды, Великого Новгорода, а также Республики Беларусь. Программа конференции включала 3 тематических блока: «Цифровая трансформация образовательного процесса в высшей и средней школе: возможности, риски и тенденции развития», «Образование в информационной среде: инновационные технологии и цифровые инструменты организации обучения и воспитания в школе и вузе», «Педагог в виртуальном мире: формирование и развитие цифровых компетенций».

В статьях рассматриваются проблемы и возможности цифровизации образования в университетах России и Республики Беларусь, раскрываются стратегии минимизации рисков и угроз цифровой трансформации образовательного процесса в современном вузе, описываются эффективные технологии и инструменты для организации обучения в цифровой среде вуза, анализируются особенности взаимодействия преподавателей и студентов в цифровой среде университета. Представленные авторами статьи включены в содержание монографии «Потенциальные возможности и риски цифровой трансформации образовательного процесса в университете».
Результаты исследований опубликованы в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК РФ
Made on
Tilda