1. Разработаны педагогические стратегии, направленные на повышение цифровой компетентности и мотивации преподавателей вуза к работе с цифровыми образовательными ресурсами и технологиями. Авторы исследования исходили из многоаспектной характеристики «цифровая компетентность», которая с одной стороны связана с цифровой грамотностью индивида, а с другой – имеет интерактивную составляющую, включающую навыки продуктивного взаимодействия с коллегами и студентами в виртуальном пространстве. Установлено, что повышение цифровой компетентности преподавателей предполагает их умение использовать адаптивные коммуникативные стратегии и тактики в цифровой среде с учетом фактора многообразия, гендерных, поколенческих, социальных и этнокультурных особенностей собеседника. В ходе исследования выявлено, что стратегия повышения цифровой компетентности и мотивации преподавателей вуза к работе с цифровыми образовательными ресурсами и технологиями носит обобщающий характер и включают в себя ряд локальных стратегий (технологическую, цифровую дидактическую, интерактивно-коммуникативную, мотивационно-стимулирующую), которые в своей совокупности обеспечивают успех образовательной деятельности современного университета.
К числу таких локальных стратегий в исследовании отнесены: технологическая, цифровая дидактическая, интерактивно-коммуникативная, мотивационно-стимулирующая. Технологическая стратегия предполагает освоение педагогами различных видов цифровых инструментов и платформ для организации профессиональной коммуникации с обучающимися в цифровой образовательной среде. В основе цифровой дидактической компетентности находится умение преподавателей применять в образовательной практике принципы цифровой дидактики: адаптивности и персонализации, интерактивности и мультимедийности, инклюзивности, непрерывности и доступности. Цифровая дидактическая компетентность предполагает знание преподавателем функциональных и педагогических возможностей цифровых технологий и умение грамотно применять их в учебном процессе, включая проектирование индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента. К спектру стратегий повышения цифровой компетентности преподавателей отнесены интерактивно-коммуникативные стратегии, позволяющие педагогу учитывать особенности интернет-коммуникации и требования информационной безопасности к работе в цифровой среде. В число мотивационно-стимулирующих стратегий вошли копинг-стратегии, направленные на преодоление демотивирующих факторов, оказывающих влияние на развитие цифровой компетентности преподавателя вуза. Реализация данной группы педагогических стратегий позволит преподавателям вуза повысить уровень цифровой компетенции и мотивации к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде, а также минимизировать профессиональные и эмоциональные перегрузки.
2. Спроектированы педагогические стратегии, направленные на диалогическое взаимодействие и реализацию коллективных форм работы преподавателей и студентов в цифровой образовательной среде вуза. Стратегии разрабатывались с учетом выявленных в современной научной и методической литературе представлений отечественных и зарубежных авторов о процессе диалогического взаимодействия участников образовательного процесса в виртуальном пространстве, созданном в российских университетах. При разработке стратегий были использованы следующие методологические подходы: системный, деятельностный и компетентностный. Системный подход обеспечил целостное видение образовательного процесса в современном вузе как взаимосвязанной системы компонентов. Деятельностный подход позволил определить наиболее эффективные цифровые инструменты, обеспечивающие продуктивное взаимодействие участников образовательного процесса в университете, результатом которого выступает продукт совместной деятельности. Компетентностный подход предполагал формирование у студентов в процессе диалогического взаимодействия ключевых профессиональных компетенций, включая цифровую компетентность. При проектировании стратегий учитывались потенциальные возможности таких современных направлений цифровизации, как использование нейросетей, чат-ботов и no-code платформ. Установлено, что нейросети обеспечивают персонализацию обучения и автоматизацию процесса оценивания результатов образовательной деятельности студентов. Чат-боты предоставляют круглосуточную поддержку и оперативную обратную связь с участниками образовательного процесса. No-code платформы обеспечивают возможность создания интерактивных веб-страниц и образовательных приложений без необходимости глубоких знаний программирования, что упрощает процесс разработки и внедрения учебных материалов в образовательный процесс современного вуза. В основу проектирования данных стратегий заложены такие дидактические принципы, как принцип диалогичности, который акцентирует внимание на равноправном обмене информацией и идеями между участниками образовательного процесса в виртуальной среде, и принцип сотрудничества, который способствует формированию навыков коллективной работы и командного взаимодействия в условиях цифровой образовательной среды. Принцип интеграции обеспечивает оптимальное сочетание различных цифровых инструментов и платформ в единое образовательное пространство, а принцип персонализации позволяет учитывать индивидуальные образовательные потребности каждого студента в целях повышения качества диалогического взаимодействия участников образовательного процесса в цифровой среде университете.
Применение данных стратегий направлено на использование в образовательном процессе интерактивных форм и методов обучения в цифровой среде высшей школы, к которым относятся: нейросети, виртуальные дискуссии, форумы, вебинары, видеоконференции, виртуальные комнаты для групповой работы, онлайн-викторины и опросы, обучающие игры и симуляции, асинхронные видеозадания, персонализированная обратная связь, социальные сети, виртуальные экскурсии и лаборатории, электронные портфолио, онлайн-курсы и модули для самообучения и др. Применение активных методов на занятиях способствует созданию более персонализированного, интерактивного и результативного обучения, облегчая процесс разработки учебного контента и обеспечивая студентам психологическую поддержку на всех этапах их образовательной деятельности в университете. Разработаны стратегии мониторинга учебных текстов и образовательных интервенций, противодействующих использованию искусственного интеллекта для генерации учебных работ. К образовательным интервенциям отнесены: обучение академическому письму, развитие информационной грамотности и формирование сетевого этикета.
3. Разработаны педагогические стратегии, направленные на преодоление тенденции унификации социально-психологических характеристик представителей цифрового поколения и игнорирования фактора многообразия в студенческой среде. Установлено, что социально-психологические характеристики цифрового поколения, приводимые многими исследователями, часто содержат отрицательную коннотацию, что приводит к неоправданной стереотипизации современного поколения молодежи. Преодоление тенденции унификации социально-психологических характеристик представителей цифрового поколения и игнорирования фактора многообразия в студенческой среде предполагает учет индивидуально-личностных особенностей каждого представителя цифрового поколения и отказ от фокусирования на обобщенном портрете цифрового поколения в целом. Индивидуальные и групповые признаки многообразия молодежной среды находят отражение в многообразии образовательных систем, моделей и технологий, включая цифровые технологии, основанные на принципах индивидуализации и дифференциации. По результатам исследования сделан вывод о том, что стратегия преодоления тенденции унификации социально-психологических характеристик представителей цифрового поколения и игнорирования фактора многообразия в студенческой среде должна учитывать следующие индивидуально-личностные характеристики обучающихся: биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности); социально обусловленные особенности (направленность личности, моральные качества, мировоззрение); индивидуальные особенности психических процессов (восприятие, мышление, представление, память); цифровой опыт (объем и качество знаний, цифровых навыков и умений). Последняя индивидуально-личностная особенность молодого человека в известной степени коррелирует с поведенческими характеристиками «цифровых аборигенов».
Ценностно-смысловыми доминантами данной группы стратегий являются: отказ от абсолютизации поколенческих особенностей учащейся молодежи, которые представляют собой важную, но не единственную характеристику современного студента; признание фактора социального, этнокультурного, гендерного многообразия как средового контекста, в котором формируется, развивается и социализируется личность молодого человека, независимо от его принадлежности к тому или иному поколению; отказ от стереотипизации социально-психологических характеристик представителей цифрового поколения и «навешивания» на них ярлыков, далеких от реальности; понимание диалектической взаимосвязи между поколенческими особенностями учащейся молодежи, отражающими обобщенный социально-психологический портрет определенной возрастной группы, и индивидуальными особенностями конкретного студента, отражающими типологические черты его личности.
4. Спроектированы педагогические стратегии, направленные на усиление воспитательной функции и эмоционального фактора образовательного процесса в вузе в условиях его цифровой трансформации.Стратегии данной группы способствуют актуализации потенциала цифровой среды вуза в целях повышения качества воспитательной работы с обучающимися, включая методику организации воспитательных мероприятий в цифровом пространстве с использованием виртуальных маркеров выражения чувств (эмотиконов). Данные стратегии предусматривают развитие гражданского интернет-активизма учащейся молодежи, а также организацию дискуссионных онлайн-площадок, позволяющих студентам выразить свою гражданскую позицию. В рамках разработки данных стратегий проведен сравнительный анализ воспитательного процесса в реальном и виртуальном пространстве в соответствии с пятью выделенными основаниями (целеполагание, технологии организации, средства взаимодействия субъектов образовательных отношений, оценка и контроль, влияние на личностное развитие студента). Проведенный сравнительный анализ воспитательного процесса в вузе в различных форматах позволил определить комплекс стратегий, направленных на актуализацию воспитательной функции в университете: технологические, дидактические, спортивно-оздоровительные, культурно-просветительские.
Технологические стратегии предполагают использование в образовательном процессе вуза: виртуальных опросов для выявления эмоциональных «чек-инов»; цифровых наставников на университетских платформах; виртуальных сообществ для социально-психологической поддержки и общения; виртуальных клубов по интересам; компьютерных игр и др. Дидактические стратегии предусматривают применение на учебных занятиях интерактивных методов, таких как дидактические игры (имитационные, сюжетные, творческие и др.), онлайн-чаты и форумы с эмоциональным компонентом для получения обратной связи, а также включение в учебные планы модулей по изучению цифровой этики, правил кибербезопасности и технологии гражданского интернет-активизма. Спортивно-оздоровительные стратегиипредполагают такие формы работы, как: медитации по управлению стрессами; мастер-классы по управлению конфликтами; виртуальные сообщества для психологической поддержки студентов; киберспорт по компьютерным играм и др. Культурно-просветительские стратегии направлены на формирование традиционных духовно-нравственных ценностей у обучающихся посредством применения технологий виртуальной реальности для организации образовательных туров, концертов, фестивалей, экскурсий и т. д.
5. Разработаны научно-методологические основы лингво-педагогического словаря терминов цифровой коммуникации и цифровой дидактики. Данный словарь является универсальным инструментом для понимания и практического применения цифровых технологий в высшем образовании, способствует повышению цифровой грамотности преподавателей и обучающихся, а также расширению их образовательного потенциала. Основной целью словаря является систематизация и объяснение терминов и понятий, часто используемых в цифровой дидактике. Словарь обеспечивает преподавателей, студентов, исследователей и разработчиков образовательных технологий точными и понятными определениями ключевых терминов, которые они могут использовать в процессе обучения и применения цифровых инструментов, а также для оперативного поиска информации о терминах и их различных трактовках. При разработке словаря авторы стремились создать продукт, способствующий формированию единого языка в сфере цифрового образования, который поможет нивелировать разницу в понимании терминов и обеспечит более эффективное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
Словарь представлен в виде электронного ресурса, который обеспечивает пользователям удобный доступ к содержанию через веб-платформу или мобильное приложение. В словаре представлено 20 терминов, каждый из которых чётко структурирован и включает несколько обязательных элементов. К таким элементам относятся:
термин;
определение, содержащее краткое и точное объяснение сути термина;
разъяснение, в котором представлено детализированное описание термина, включающее контекст его использования в образовательном процессе;
примеры использования термина, демонстрирующие, как он используется в различных образовательных ситуациях;
источники, содержащие ссылки на научные публикации и другие ресурсы, в которых рассматривается данный термин;
теги, предусматривающие систему цифровых меток, которая может использоваться для фильтрации терминов и облегчения их поиска.
Ссылка на лингво-педагогический словарь: https://www.novteachers.ru/glossary_new6. Разработана программа повышения квалификации педагогов вуза по проблемам преодоления рисков и угроз цифровизации образования. Ссылка на программуДанная программа направлена на повышение уровня цифровой компетентности педагогов и позволяет минимизировать риски и угрозы цифровизации вуза, а также способствует устранению дефицита знаний педагогов о способах преподавания и коммуникации в цифровой образовательной среде. Программа рассчитана на 72 ч. и состоит из 4-х модулей: «Педагог в цифровом мире», «Индивидуализация и дифференциация обучения в цифровой среде», «Цифровая социализация в условиях информационного многообразия», «Личная и коллективная безопасность в цифровой среде». В результате освоения программы педагоги смогут овладеть необходимыми компетенциями для эффективной организации учебного процесса в цифровой образовательной среде современного вуза. В ходе реализации данной программы используются такие инновационные методы преподавания, как цифровая симуляция, перевёрнутые классы, проактивное и проектное обучение, а также цифровое интерактивное обучение.
Данная программа направлена на повышение цифровой компетентности преподавателей, позволяющей минимизировать риски и угрозы цифровой трансформации вуза, а также на устранение дефицита знаний педагогов о способах коммуникации в цифровой образовательной среде. Программа включает 4 модуля. Учебный модуль «Педагог в цифровом мире» нацелен на освоение преподавателями вузов современных методов обучения, необходимых для достижения обучающимися образовательных результатов в контексте цифровой трансформации образования. Второй модуль «Индивидуализация и дифференциация обучения в цифровой среде» направлен на адаптацию цифровых технологий под индивидуальные образовательные потребности педагогов и обучающихся. Третий учебный модуль «Цифровая социализация в условиях информационного многообразия» направлен на развитие профессиональной компетентности преподавателей вуза в области психолого-педагогического сопровождения студентов, социализирующихся в условиях информационного многообразия в виртуальной среде. Четвертый учебный модуль «Личная и коллективная безопасность в цифровой среде» нацелен на повышение уровня теоретических и практических знаний преподавателей вузов в области информационной безопасности в цифровой среде.
7. Подготовлена по результатам проекта итоговая монография «Потенциальные возможности и риски цифровой трансформации образовательного процесса в университете». Монография состоит из трех глав, каждая из которых посвящена анализу различных аспектов цифровизации образовательного процесса в высшей школе: «Возможности, риски и стратегии развития цифровизации образовательного процесса в вузе», «Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в виртуальном пространстве», «Цифровые технологии и инструменты организации образовательного процесса в вузе». В монографии рассматриваются различные подходы к определению понятия «цифровизация образования», факторы, влияющие на процесс цифровой трансформации высшего образования. Подробно описываются риски и угрозы цифровизации образовательного процесса в современном вузе и комплексно раскрываются группы стратегий, направленных на их преодоление. В издании представлен анализ социально-психологических характеристик представителей цифрового поколения, их медиапредпочтений и культурных особенностей. Рассматривается взаимосвязь цифровых навыков, обучающихся с их самоорганизацией, подчеркивается значимость формирования у студентов вузов цифровой грамотности и коммуникативно-интерактивной компетенции. Подробно раскрываются особенности практического применения цифровых технологий в организации образовательного процесса в высшей школе.
В монографии представлено целостное видение феномена цифровой трансформации высшего образования, отражающего глобальные изменения, вызванные внедрением цифровых технологий в различные сферы общества. В издании подробно рассматриваются возможности и риски развития цифровизации образовательного процесса в высшей школе.Авторами раскрывается специфика ряда педагогических стратегий, направленных на преодоление рисков и угроз высшего образования в условиях его цифровой трансформации. Отдельное внимание уделяется выявлению особенностей взаимодействия участников образовательного процесса в виртуальном пространстве современного вуза. В работе дается развернутая характеристика цифровых инструментов и технологий, подробно описывается опыт их применения в образовательном процессе университета.
8. Проведена научно-методическая конференция «Цифровая трансформация образовательного процесса в вузе: потенциальные возможности, тенденции развития, риски и угрозы». В конференции приняли участие свыше 80 человек из различных регионов России и Республики Беларусь. С докладами в очном и дистанционном форматах выступили 37 ученых из вузов Санкт-Петербурга, Краснодара, Вологды, Великого Новгорода, а также Республики Беларусь. Программа конференции включала 3 тематических блока: «Цифровая трансформация образовательного процесса в высшей и средней школе: возможности, риски и тенденции развития», «Образование в информационной среде: инновационные технологии и цифровые инструменты организации обучения и воспитания в школе и вузе», «Педагог в виртуальном мире: формирование и развитие цифровых компетенций».
В статьях рассматриваются проблемы и возможности цифровизации образования в университетах России и Республики Беларусь, раскрываются стратегии минимизации рисков и угроз цифровой трансформации образовательного процесса в современном вузе, описываются эффективные технологии и инструменты для организации обучения в цифровой среде вуза, анализируются особенности взаимодействия преподавателей и студентов в цифровой среде университета. Представленные авторами статьи включены в содержание монографии «Потенциальные возможности и риски цифровой трансформации образовательного процесса в университете».